Форум » Мифология Атлантиды » ОСТРОВ БУЯН » Ответить

ОСТРОВ БУЯН

Admin: (с) http://miling-k.livejournal.com Остров Буян: опыт идеалистического толкования Попытки философского, метафизического толкования мифа всегда сталкиваются с рядом проблем: миф не оперирует четко определёнными философскими категориями, мифические символы многогранны, туманны и контекстны, но в то же время чувственно насыщенны и осязаемы. Но это возможно, и, более того, необходимо. В качестве теоретико-методологического вступления процитирую Мирчу Элиаде ("Миф о вечном возвращении"): "Совершенно очевидно, что метафизические концепции архаического общества не всегда получали теоретическую формулировку; но символ, миф, ритуал отображают с разных сторон и присущими им средствами сложную организацию связных представлений о высшей реальности вещей, которую можно рассматривать как составляющую некой метафизической системы. И основная наша задача состоит в том, чтобы понять глубинный смысл всех этих символов, мирков и ритуалов и переложить его на привычный нам язык. Разобравшись в исходном значении какого-либо мифа или архаического символа, необходимо признать, что это значение является результатом осмысления определенной картины мироздания и, как следствие, содержит в себе некоторые метафизические положения." Среди обитателей мифологического центра (в большинстве случаев это остров Буян) выделяется ряд особых персонажей, представленных в единственном числе, - "прародителей" и глав своих родов, структурно противопоставленных множеству их земных "потомков". Идея первородства сочетается с главенством. Среди таких персонажей встречаются многие представители животного мира. Например: Пчела (pаговор на посажение пчёл в улей) - "<...> в зеленом кусте сидит матка, всем маткам старшая, сидит и держит семьдесят семь жал, а жалит непокорных пчел. А будет вы, пчелы, моим словам не покоритесь, сошлю я вас в Окиан-море, под зеленый куст, где сидит матка, всем маткам старшая <...>" Змея (заговор от укуса змеи) - "Змия Македоница! зачем ты, всем змиям старшая и большая, делаешь такие изъяны, кусаешь добрых людей. Собери ты своих теток и дядей, сестер и братьев, всех родных и чужих, вынь свое жало из греховного тела у раба такого-то <...>" Птица (заговор охотника на уток, гусей, тетеревов) - "На море на Окиане, на острове на Буяне, на зеленой осоке сидит птица, всем птицам старшая и большая, а держит она грамоту неписанную, и велит она всем птицам слетатися на такие-то озера и болота <...>" А. Афанасьев писал об этих "жителях" острова Буяна: "На острове Буяне <...> обретаются: и змея всем змеям старшая, и вещий ворон, всем воронам старший брат, который клюет огненного змея, и птица, всем птицам старшая и большая, с железным носом и медными когтями (напоминающая собой чудесную Стратим-птицу, всем птицам мать, что живет на океане-море и творит своими крыльями бурные ветры), и пчелиная матка, всем маткам старшая <...>. От них, по мнению народа, как от небесных матерей, произошли и все земные гады, птицы и насекомые." Такие конструкции, выделяющие главного представителя рода, известны и другим индоевропейским народам. Скандинавы: Речи Гримнира 44 "Дерево лучшее - ясень Иггдрасиль, лучший струг - Скидбладнир, лучший ас - Один, лучший конь - Слейпнир, лучший мост - Бильрёст, скальд лучший - Браги и ястреб - Хаброк, а Гарм - лучший пес." О "потомстве" большинства перечисленных объектов неизвестно, но пример Одина показывает что идея "лучшего" и здесь созвучна идее старшинства и главенства (Один - предок всех асов и их глава). Бундахишн (памятник иранского зороастризма): "Белая антилопа, что держит голову опущенной, — глава коз, (она) первой (была создана) из этих видов. <Черная> темная овца с белой челюстью — глава овец, она была первой создана из этих видов. Верблюд с белыми коленями был создан (первым), он - глава верблюдов. Первым был создан черный бык с желтыми коленями, он — глава быков. Первой была сотворена белая лошадь с желтыми ушами, блестящей шерстью, белыми глазами, она — глава лошадей. Белый осел с кошачьими ногами — глава ослов <...>" Но мифические прародители известны не только по заговорам. Известный духовный стих "Голубиная книга" в своей второй части посвящен перечислению таких же прародителей; но кроме представителей животного царства (рыба, зверь, птица), описываются и "предки" "неодушевленных" предметов - дерево, трава, камень, гора, церковь и т.д. Специфика сильно христианизированного стиха переносит многих прародителей из Мифа и мифического пространства в Историю и на "землю обетованную", что, конечно, является поздним наслоением - в более архаичных заговорах эти же прародители оказываются в родном для них Ином мире, на острове Буяне. На заговорном Буяне оказываются и Фавор-гора ("всем горам мати" по Гол.Кн.), и Кипарис ("всем древам мати"), и Алатырь ("всем камням мати"), и океан, и церковь св. Климента ("выходящая" посредине океана "всем морям мати"). Например: "Пойду я, раб Божий, ко святу Окияну морю, есть свят остров там; на святее острову лежит белый камень Латер, на том камне стоит церковь папы Римского <...>" Суммируя вышесказанное мы должны заключить следующее. На острове Буяне обитают прародители почти всех видов животных - насекомых (осы, пчелы..), рептилий (змеи), птиц, зверей, рыб и (по Голубиной книге), а также основных культовых предметов маркирующих мифологический центр - церковь, дерево, камень, гора, море/река. Необходимо добавить что на острове Буяне также помещают "небесные силы" - ангелов, апостолов, святых, и прочих персонажей народно-христианского культа. Например: "<...> На море на кияне, на острове на Буяне, на камне Алатыри стоит дуб[14], на етим дубу 77 суков, на каждом суку 77 луков, сидит сам Господь Иисус Христос, Пречистая скорбящая Божия Матерь со ангелами, со архангелами, со всею небесною силою <...>" Уместно будет привести следующее наблюдение: "Народная фантазия заселяла остров прообразами существующих на земле представителей фауны. Лишенные конкретных характеристик, эти существа объединили в себе признаки всех существующих видов, являясь не конкретными животными, а "птицей вообще" или "змеей вообще". Возможно, в представлении славян от этих абстрактных зверей произошли (по закону "от общего к частному") все многообразные животные. Потому-то обитающие на Буяне создания и именуются "всем старшими и большими"." (с) Остров Буян, представляющий собой "территорию повышенной сакральности", населен обитателями и предметами божественными и/или являющимися прародителями/праобразами своих земных потомков/подобий. Отсюда напрашивается вывод что Буян в сумме своих проявлений представляет собой мир идей ("родовых эйдосов"), а прародители - идеи соответствующих родов (насекомых, деревьев, камней и т.д.). Насколько оправдано использование платонической терминологии/метафизики? Снова процитирую Мирчу Элиаде (про мифологическое 'архаичное' сознание): "эта "примитивная" онтология обладает платоновской структурой и Платон в этом случае мог бы рассматриваться как образцовый философ "первобытного склада ума", то есть как мыслитель, сумевший оценить с философской точки зрения способы существования и поведения людей на архаической стадии развития общества" Метафизические выводы логически вытекающие из этого утверждения значительны, аналогии с платонизмом могут быть продолжены, но это выходит за пределы данной заметки. Использованы: М. Элиаде. Миф о вечном возвращении // http://phoebus.chronarda.ru Е. Дмитриева. Где искать остров Буян? // http://nauka.relis.ru М. Серяков. Голубиная книга М. Эксмо 2005 А.В. Юдин Ономастикон русских заговоров Москва 1997 // http://www.ruthenia.ru А.Н. Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1865-1869 (репринт - М., 1994) Сотворение основы (Бундахишн) // http://ashavan.narod.ru

Ответов - 0



полная версия страницы