Форум » Мифология первобытных народов » ПРОТОРЕЛИГИЯ » Ответить

ПРОТОРЕЛИГИЯ

Admin: Шимпанзе провожают в последний путь свою соплеменницу Дороти, умершую в возрасте 40 лет. Фото Monica Szczupide, National Geographic. Я увидел это фото и задумался во что веруют шимпанзе? Оказываются они верят в "бога дождя", ну или как они его там себе называют. Танец дождя у шимпанзе - некий загадочный обряд, смысл которого не до конца ясен. Однако, это можно назвать проторелигиозным обрядом. Когда дождь льет долго, вожак начинает свой танец, что бы показать тому, кто льет дождь, что они сильнее его и не боятся, как бы им не было противно и холодно. http://community.livejournal.com/anthropology_ru/418914.html Вот пара цитат об этом: Когда в тропическом лесу начинается дождь, шимпанзе понуро прячутся под кроны деревьев. Если ливень не прекращается и через несколько часов, то один из самцов вдруг с громким воплем срывается с места, начинает подпрыгивать, колотить палкой по стволам деревьев, суматошно бегать и топать ногами. Выглядит это так, словно он впал в буйное помешательство. Проходит немного времени, и ему принимаются подражать другие самцы — соло превращается в коллективный танец. Самки не участвуют в спектакле, они вместе с детенышами забираются на деревья, откуда следят за происходящим. Этот «танец дождя» длится до получаса — при вспышках молний, под проливным дождем. Затем животные успокаиваются и, уже не издавая воинственного рева, скрываются в чаще леса. Поведение шимпанзе во время «танца дождя» как две капли воды похоже на то, как они доказывают свое превосходство перед другими членами группы. Поэтому справедливо предположить, что таким образом они... угрожают дождю. Но на дождь, в отличие от более слабых духом и телом сородичей, воинственный танец впечатления не производит, и он льет по-прежнему. Точно так же ведут себя шимпанзе при сильном ветре или возле широких рек и водопадов. Все это очень напоминает танцы первобытных народов, с помощью которых они заклинали духов. Сайт "Человекообразные обезьяны" http://jumpingcastles.org/?p=7 Все рассказчики о шимпанзе отмечают одну особенность их вожаков. В дождь, когда вся община, согнувшись, мерзнет на ветках, только вожак бодрствует. Больше того, именно в это время овладевает им странный кураж, называемый «танцем дождя», - вожак, ухватившись рукой за ствол дерева, носится на ветках по кругу, колотит себя другою рукой по бедру. Такое неистовство обычно длится около получаса - как раз столько, сколько длится тропический ливень. Ни в книгах, ни в беседах о шимпанзе я не нашел объяснения феномену «танец дождя» - все пожимали плечами. Рискну высказать собственную догадку. Танец этот - демонстрация силы и бодрости вожака, подтверждение своего ранга в группе. Все сидят угнетенные, сникшие, а он танцует: смотрите, кому вы доверились, - мне все нипочем! И при виде змеи все в ужасе разбегаются, только вожак, вооружившись палкой, змею убивает. Уклонись от этих двух серьезных обязанностей, вожак, возможно, сразу же потеряет доверие и покорность «электората». В. Песков. Обезьяний лес. http://www.ethology.ru/library/?id=123

Ответов - 4

AlexRepin: Я бы поставил вопрос по другому. Если Мифология требует некоего языка, на котором излагается Миф/Религия, то может резонно поставить вопрос о Протоязыке? Это был бы затык для фантазеров, которые мечтают о некой Протоцивилизации в каменном веке и раньше. Которая чудесным, "непознаваемым образом" появилась как подарок.

Admin: О протоязыке советую изучить работы моего коллеги Маловичко: http://www.mesoeurasia.org/archives/category/authors/aleksandr-malovychko

AlexRepin: Admin пишет: О протоязыке советую изучить работы моего коллеги Маловичко: Очень интересно,и оригинально! Можно согласиться с тем, что окружающий мир формирует сознание и язык, который необходим для его отображения. Переформулируя формулу Сепфира-Уорфа Окружающий мир формирует мышление, а оно формирует язык! Изначальная формула этой теории "язык определяет мышление" всего лишь фиксирует результат эволюции. Переход из палеолита в неолит видимо сыграл свою роль в обогащении языка, а вот письменность его зафиксировала. И кто знает, может она и сыграла свою коварную роль в библейском "смешении языков". Конечно, большинство не умели читать и писать. Но жрецы вполне могли управлять этим процессом эволюции языка собственного народа. Для отчуждения от других племен. С чем трудно согласиться: что эректусы-эргасторы дожили до наших дней. Пока не понял этой идеи, чессно говоря.


Admin: Сенсация: шимпанзе в Африке придумали какого-то бога и ему молятся Это действительно сенсация. Впервые ученые увидели зарождение религии не у людей, а у животных! А именно — группа шимпанзе в Африке без какого-либо смысла принялась строить пирамидки из камней в пустых стволах старых деревьев. Видеокамеры зафиксировали, как это происходит. Старые самцы подходят к «святому» месту, с громким криком кидают в пустой ствол дерева очередной камень, и с благоговением удаляются. Что самое поразительное, после того, как они положат камень, шимпанзе несколько секунд раскачиваются из стороны в сторону, делая совершенно несвойственные им движения. Такое впечатление, что они молятся или медитируют. Об этом пишет журнал Scientific Reports. Ученые считают, что шимпанзе придумали себе какую-то религию, символом ее сделали кучки камней, а пустые стволы старых деревьев стали прото-храмами. В самом деле, крупные и красивые камни — видимо, самые древние «храмы» человечества. Люди до сих пор поклоняются отдельным камням, например, Синему камню на окраине Переславля Залесского. А в античности, согласно свидетельствам древних авторов, таких культовых камней было множество. Их украшали венками и поливали маслом. Кучки камней были святыми, запретными местами практически по всех религиях, например, у нас на Севере. Считается, что каждый камень в куче — это душа предка. Ученые считают, что и шимпанзе кидают камень в кучу тогда, когда умирает их сородич. Религия считается главным отличием человека от животного. Классическая антропология говорит, что животные бросают своих покойных и не проявляют к ним интереса. Появление погребений ученые считают важнейшим признаком превращение животного в человека. Но в случае с шимпанзе мы видим даже не погребения (то, что обезьяны скорбят по своим покойным, было известно и ранее), а настоящие культовые места. Таким образом, религия свойственна не только людям, но и животным. Наверняка в сознании шимпанзе, которые строят пирамидки из камней, есть представление о неких духах, есть имена этих духов, а значит, есть место для абстрактных понятий очень высокого уровня. Не исключено, что у шимпанзе может даже зародиться наука (хотя ранняя религия и ранняя наука — это практически одно и то же). Что же случилось, ученые раньше просто не замечали религии у животных? Или в наше время по непонятным причинам вдруг началось быстрое развитие ума у обезьян? Скорее первое — открытие стало возможным благодаря мощным видеокамерам, работающим автономно, а это — недавнее изобретение.



полная версия страницы